г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

Английский витраж

Витражное окно в Английском стиле

Среди всех стилей витражного искусства английский включает в себя наибольшее разнообразие направлений. Связано это с тем, что под словосочетанием «английский витраж» сегодня понимают все трансформации этого художественного произведения с XI по XIX век. Наибольшее влияние на характерные черты нынешнего английского стиля оказали эпоха средневековья, расцвет романтизма, период правления королей Георгиев и, наконец, викторианские времена.

История английского витражного стиля

1. Первый английский витраж практически полностью копировал стилистику и мотивы немецкого готического искусства. В связи с этим плоть до начала XVIII столетия и в английской живописи в целом, и в витражных тематиках в частности, доминировали мотивы, объединенные названием «Вера и рыцарство». Характерный английский витраж того времени представлял собой расписанное мастером окно, героями изображений на котором были аллегорические фигуры известных святых, королей или рыцарей в центре, окруженные разнообразными геральдическими символами по краям. В настоящее время наиболее ярким примером этого витражного направления можно назвать окна Оксфордского Нового колледжа (автор — Джошуа Рейнольдс).

2. Следующий художественный принцип уделил основное внимание уже не сюжетам христианских историй или рыцарских саг, а сложному и причудливому геометрическому переплетению линий на полупрозрачном цветном стекле. Средневековые мотивы уступили место новым композициям — с невероятными орнаментами, переплетением ромбов, треугольников, кругов и еще более сложных фигур, занявших место по периметру витражей. Чуть позднее к геометрическому орнаменту (каждая фигура которого выкладывалась стеклом другого цвета) добавилась флористика. Но в центре витраж по-прежнему сохранял геральдическую тематику — например, особенно популярны были рыцарские щиты с выложенными на них девизами (наиболее известны работы витражистов Вильяма Уоррингтона и Томаса Уилмента в церкви Святой Троицы).

3. Лишь к XIX столетию английский витраж практически ушел от сложных сюжетных линий (все-таки выкладывать стеклом полномасштабные картины с высокой степенью детализации лиц было и долго, и дорого — а, значит, по карману лишь храмам и венценосным особам). Геометрические мотивы и флористика остались — но сильно усложнились формы отдельных стекол, в прорисовке элементов появился шварцлот, а акцент стал делаться на декоративную привлекательность.

4. В результате классический витраж в английском стиле вошел в ХХ век со следующими характерными чертами:

  • в сюжетных композициях редко оставалось более одной человеческой фигуры (исключение — масштабные работы для храмов вроде библейских сюжетов Воскресения Христа, его Распятия и т.д.);
  • основным фоном витража стал простой или более сложный узор из геометрических фигур разного цвета;
  • периметр стал украшаться переплетенным орнаментом;
  • в случае вставки витражей в несколько, следующих друг за другом окон, английский стиль предполагал возможность создания диптиха или триптиха из разных эпизодов (как в современных комиксах);
  • сегодня к этому добавилась мода на включение в рисунок круглых медальонов, а также разделение английского витража на несколько значимых зон в виде крупных квадратов, прямоугольников или ромбов — с повторением в каждом из них одного и того же сюжета.

Кроме того, в современных витражах в английском стиле самое пристальное внимание уделяется распределению света (в то время как в прежние времена главным считался цвет), по причине чего все они содержат множество прозрачных элементов. Интересно, что решающее влияние на новый английский витраж оказали работы не витражных мастеров, а широко известных художников-прерафаэлитов.

Техника «Тиффани» для английских витражей

Поскольку важной составляющей витражей в английском стиле является тонкий орнамент и высокая детализация, из всех существующих техник передать их с максимальной точностью способна только «Тиффани». Более того — это направление может сделать витраж объемным, а каждый элемент (бевелс), окантованный по краям кромками под разными углами, заставляет витраж сверкать не хуже кристаллов Сваровски.

Существует и второе решение точной передачи рисунка — и заключается оно в изготовлении английского витража не из сборных кусочков цветного стекла, а из цельного листа-основы с наклеенной на него специальной полимерной пленкой и имитацией на ней как сюжета, так и металлических полосок-соединителей из металлической фольги. По удивительному стечению обстоятельств, такой пленочный вариант тоже называют «английским» — но на практике прямого отношения к этому стилю он не имеет. Зато используется как достаточно красивая, и при этом вполне бюджетная «лайт»-версия настоящего сборного витража из натуральных цветных стекол любой стилистической направленности.

Область применения витражей в английском стиле

Сферы применения английских витражей давно вышли за пределы исключительно «дворцово-храмового» и стали достоянием самых разных помещений и элементов интерьера.

Чаще всего их по-прежнему используют в окнах (иногда вставляя в качестве третьего, внутреннего, стекла прямо в стеклопакет). А, кроме того, применяют и в роли:

Английские витражи от «Стеклянного Дилижанса»

В нашей галерее работ мы собрали несколько примеров английских витражей, созданных нашими мастерами. Качество их выполнения безупречно — и если вам импонирует это направление в искусстве, «Стеклянный Дилижанс» выполнит для вас любой проект в английском стиле с использованием всех богатейших возможностей техники Тиффани.

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение