г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

История развития витражного искусства и его технологий

Я сплю на чужих кроватях,
сижу на чужих стульях,
порой одет в привозное,
ставлю свои книги на чужие стеллажи,—
но свет
должен быть
собственного производства.
Поэтому я делаю витражи.

     А. А. Вознесенский

 

Витраж — не только хрупкое, но и одно из самых загадочных искусств. Игра света и цвета создаёт в любом помещении, будь то готический храм или петербургский подъезд эпохи модерна, мистический колорит и особую атмосферу тепла, радости и покоя.

С момента своего зарождения витражное искусство прошло до современности многовековой путь. Появление стекла относят к IV тыс. до н. э.: в Древнем Египте и Передней Азии стекловидной непрозрачной глазурью покрывали облицовочные плитки, бусины, сосуды. В I тыс. до н. э. предположительно в Сирии было сделано изобретение, кардинально изменившее историю стеклоделия — стеклодувная трубка, позволившая изготавливать полые сосуды методом выдувания, а позже — и плоское оконное стекло. Развитие стеклоделия с этого момента пошло невероятно быстрыми темпами.

Оформление оконного проема с применением цветного стекла было изобретено задолго до европейского Средневековья. Оно было известно еще в Древнем Риме, и в странах Востока. Но именно в Европе в эпоху Средневековья витражи получили символическую трактовку в трудах богословов и превратились в искусство, тесно связанное с культовым зодчеством. Наиболее ранние находки витражей той эпохи в виде стеклянных пластин в свинцовой оплетке крепежа обнаружены в соборе Сан-Витале в Равенне, они относятся к VI веку.

Расцвет искусства витража начался в XII в. К этому времени относится трактат германского монаха Теофила, в котором он подробно описывает процесс создания витражного окна. Стекло в то время варили в сферических печах, а в качестве красителей использовались окислы металлов. К сожалению, они могли обеспечить очень небольшой спектр цветов, а само стекло получалось с изъянами и пузырями. Впрочем, своя прелесть в этих дефектах была, ведь они таким образом создавали игру света. Современные мастера при изготовлении стекол зачастую специально добиваются подобных результатов, но уже полностью контролируя процесс.

В период раннего Средневековья для витражей наиболее распространенными были стекла чистых насыщенных цветов: синий, желтый, красный, зеленый, пурпурный, белый, а также их оттенки. Для получения более широкого спектра тонов использовали многослойное стекло: на пластинку стекла одного цвета накладывали стекло другого цвета, отдельные участки наложенного слоя обтачивались до тех пор, пока под ним не проступал цвет нижнего стекла. Для достижения необходимых колористических эффектов мастера накладывали несколько разноцветных слоев друг на друга. Свет, проходя сквозь такую слоистую толщу, приобретает неповторимую окраску, играет тончайшими нюансами оттенков. Однако, утяжеление конструкции приводит к снижению ее прочности, из-за чего от этой технологии отказались при первой возможности.

К XIV в. в развитии стеклоделия произошли значительные изменения: научились изготавливать более качественное бесцветное стекло, пластины его стали больше, что увеличило поле для живописи. Лекальная раскройка стекол стала крупнее, в результате многие части изображений «освободились» от свинцовой пайки, соединяющей кусочки стекла между собой. Значительно расширился и ассортимент красок для живописи на стекле. Был открыт способ окраски стекла окислами серебра, в результате чего оно приобретало желто-золотистый цвет. Для получения ранее недоступных цветов и оттенков, окраске подвергали не только бесцветную, но и цветную стеклянную массу.

В XVI в. религиозные войны в Европе стали настоящей катастрофой и послужили причиной упадка витражного искусства. Старые витражи разрушались, заказы на новые отсутствовали. К XVII в. витражное искусство в Европе уже находилось в состоянии упадка. Научная революция и рациональная философия, сформировавшие мировоззрение XVII столетия, способствовали почти полному забвению этого ремесла. Изготовление многоцветных композиций из расписных стекол повсеместно прекратилось, а многие витражи были целенаправленно уничтожены из идеологических соображений. Именно в это время были утеряны секреты мастерства, прервалась традиционная преемственность знаний в области витражного дела.

Интерес к витражам возродился в Европе лишь в период романтизма в конце XVIII — начале XIX в. Романтики, «открыв» средневековые витражи, были потрясены силой их выразительности и эмоциональным богатством. Восприятие музыки, цвета и света как единообразного сплава, объединенного в нерасторжимое целое пространством готического храма, предопределило в XIX столетии одно из направлений поисков художественного синтеза.

В конце XIX века возник новый стиль — модерн. Он противостоял традиционной классицистической системе, в особенности сложному «многостилью» периода эклектики. При этом, модерн зачастую обращался к наследию прошлых эпох, в первую очередь к средневековой и народным традициям. Однако, вместо прежнего стилизаторского подхода, модерн стремился постичь глубинные закономерности формообразования или преломить характерные мотивы, включив их в новый образный контекст. Для такого стиля требовались и соответствующие технологии. Одной из них стала совершенно новая технология изготовления витражей, изобретенная Луисом Комфортом Тиффани и названная в его честь.

Классическая технология имела множество недостатков, не позволяющих создавать легкие витражи с большим количеством элементов. Свинцовый профиль тяжелый, широкий и с течением времени витраж из него может деформироваться даже от собственного веса, не говоря уже о внешних воздействиях. Кроме того, в классическом витраже было невозможно использовать совсем маленькие элементы, так как они почти полностью скрывались бы профилем. Учитывая, что витраж все больше использовался в интерьере, технологический прорыв был просто необходим.

Именно так и решил Луис Тиффани, изобретая новый способ изготовления витражей. Он полностью отказался от использования свинцового профиля, заменив его на тонкую медную ленту, которая оборачивалась вокруг каждого стекла. Стекла, обернутые ею, плотно подгонялись друг к другу и стыки спаивались оловом. Толщина шва могла быть от 1 миллиметра, тогда как свинцовый профиль был минимум 3 мм. Это позволило делать витражи из сотен кусочков стекла, используя их почти как мозаику. Новый способ крепления был легче и прочнее, а новые технологии в изготовлении стекол достигли таких высот, что стало возможным отказаться от применения краски для изображения волн на воде, листвы и других сложных поверхностей. Именно в это время было изобретено опалесцентное стекло. Эффект такого стекла состоит в том, что оно не столько пропускает свет, сколько его преломляет. В зависимости от массы непрозрачных веществ можно получить различные степени опалового эффекта.

Художественный подход охватывал в модерне более широкую, чем раньше, область остекления. Декоративными качествами теперь наделялись стеклянные перекрытия помещений, просветы дверей и тамбуров. Оформление внутренних перегородок, ширм, экранов, буфетов и разных предметов обстановки все чаще включало в себя витражи. Одновременно обогащался спектр технических приемов и выразительных средств. Применялись зеркальные и фактурные, бесцветные и окрашенные стекла, роспись, шлифовка и гравировка. Вставки кабошонов, употребление рифленых и неровно околотых стекол подчеркивали рельефность. Дополнительные «живые» эффекты создавали потеки и переливы цвета, получавшиеся при варке стекла. Структуру витражей довершали оригинальные и разнообразные формы самих окон и рисунок их переплетов.

Современные техники исполнения витража весьма многообразны, в них могут быть использованы самые различные производственные приемы, начиная от средневековой техники, когда фигурно вырезанные кусочки стекла скреплялись свинцовой оправой, и кончая современными методами, например, спеканием или холодной склейкой разноцветных кусков стекла, гравировкой рисунков струей песка, подающегося под большим давлением, химическим травлением стекла и нанесением на его поверхность всевозможных тонких покрытий. Также можно упомянуть технологию Voline, которая позволяет наносить контур и цветное изображение не только на стекло и зеркало, но и на кафельную плитку, дверное полотно, потолочные панели, гибкий поликарбонат, мебельные фасады и шкафы-купе.

Подводя итог, можно проследить, как витражи прошли путь от атрибута исключительно культовых зданий до широко распространенного элемента декора, который будет уместен как в офисе или кафе, так и в личном кабинете или спальне.

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение