г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

Витражи Италии

Итальянские витражи

Витражное искусство стало популярным в Италии почти на 200 лет позже, чем в Германском, Французском и Английском королевствах. И витражи Италии существенно отличались от своих северных собратьев — поскольку исторически сложилось так, что их проектированием занимались не мастера-стеклодувы, а художники. Именно поэтому итальянская витражная школа обладает некоторыми особенностями, присущими только ей.

История итальянского витража

Наиболее известными создателями первых итальянских витражей стали Дуче ди Буонисенья и Антонио да Пиза. Уже в XII столетии их произведения из цветного стекла отличал фантастически точно передаваемый эффект объемности, а также форма конструкций, в которой были учтены законы перспективы. Первый из упомянутых художников-витражистов в 1289 году выложил из стекла знаменитую розу собора в Сиене. Второй же стал автором монументального труда о витражах, который являлся своеобразной «Библией» для всех создателей этих изделий как минимум до XVIII века.

Именно в ней впервые подробно были описаны:

  • принципы выбора качественного стекла;
  • технологии резки по контуру (разумеется, с помощью инструментов того времени);
  • способы соединения отдельных элементов;
  • преимущества свинцовых профилей (замена их на медную фольгу стала возможной только на много столетий позже);
  • методы реставрации уже созданных ранее витражей (включая древнеримские, к тому времени имевшие возраст более 1000 лет);
  • технологии создания красителей для введения в мягкую стеклянную массу;
  • некоторые другие секреты, связанные с изготовлением конструктивно особо сложных окон или мозаичных панно.

Спустя еще сотню лет витражи Италии снова впитали в себя следующие, исключительно художественные приемы. Источником вдохновения для витражных мастеров нового поколения стали работы великого Джотто и его учеников, которые нашли новые способы придавать изображениям на плоскости вид глубоких и объемных. Что и было тут же перенесено из классической живописи в витражное искусство.

Итальянские витражи и открытие серебрения стекла

В эпоху Возрождения, примерно к началу XV века, Италия уже по праву считалась родиной величайших витражистов мира. После долгой борьбы с Церковью итальянским мастерам удалось добиться права создавать витражи не только на религиозные, но и на светские темы.

И тут очень кстати пришлось революционное открытие химиков того времени — состав, названный «серебряной протравой». Благодаря ему технология создания витражей получила новые, поистине фантастические возможности. Нанесенное на стекло серебрение, при условии точно подобранной концентрации и толщины нанесения, заставляло играть стекло всеми оттенками желто-оранжевой гаммы. Причем вплоть до точной имитации чистого золота — что было необходимо для изображения на витражах куполов храмов, королевских корон и прочих предметов, по сюжету картины изготовленных из «короля металлов».

Серебряная протрава была ценна и еще одним важнейшим эффектом — покрытое тонким ее слоем цветное стекло делало отраженный свет ярче и насыщеннее. И, наконец, после изобретения технологии современной спайки элементов, витражи Италии приняли практически современный, знакомый нам вид.

Как мы применяем технологию Тиффани

Все витражи (в том числе и итальянской школы), которые создаются в мастерской «Стеклянный Дилижанс», выполняются в технике «Тиффани». Почему мы выбрали именно ее? Потому что из всех ныне существующих технологий нет ни одной, которая позволяет столь виртуозно работать с мельчайшими деталями. Что же такого изобрел выдающийся художник и дизайнер Льюис Комфорт Тиффани в начале ХХ столетия? Вовсе не технику оборачивания каждого кусочка металлической фольгой в качестве будущего припоя — поскольку это было лишь усовершенствованием методов первых мастеров витража.

Главными открытиями гениального итальянца, чьи родители перебрались в Америку еще до его рождения, стали три других ключевых витражных технологии.

  1. Смешивание цветов на стадии плавления стекла. Особенность методики состоит в запатентованном стеклодувном процессе, результатом которого становится получение стеклянной массы с заранее заданными свойствами текстуры и степени отражения световых лучей. Эффекты при этом получаются потрясающие.
  2. Ручная ковка. Собственно говоря, она была известна и до него — но тот ее вид, который Льюис Комфорт и его компаньон Артур Нэш (мастер-стеклодув из Великобритании) назвали старинным словом «fabrile», позволил получать особенное выдувное стекло ручного изготовления, обладавшее абсолютно уникальными свойствами. Это было так называемое «радужное стекло» — тип стеклянной массы, после застывания сверкающий всеми цветами радуги и преломляющий световые лучи, как знаменитые солнечные опалы.
  3. Гибкая фольга и изогнутые профили. Наконец, мы подошли и к материалам основы и пайки — где Тиффани предложил не только заменять довольно толстые свинцовые полосы почти невесомой фольгой из других плавких металлов (включая драгоценные), но и использовать не прямолинейные, а изогнутые профили. Так появились знаменитые витражные светильники «Тиффани» — первые изделия из изогнутых под нужными углами кусочков застывшего стекла. А также современные витражи Италии, за счет этого получавшие любую степень объемности.

Что позволяют создавать технологии Тиффани?

1. Опаловое стекло (обладает сразу несколькими цветами, смешанными в произвольной конфигурации).
2. Фавриль (стекло с радужными переливами, меняющее прозрачность и уровень блеска в зависимости от углов зрения).
3. Серпантин (стекло со структурированными тонкими нитями, лучше всего имитирующее в витражах Италии листья деревьев или траву).
4. Фрактуру (стеклянную массу с вкраплениями тонких пластиночек произвольной формы).
5. Фрактурный серпантин (соединяющий в себе текстуры двух последних перечисленных типов стекол).
6. Крап (стекло с мелкими вкраплениями шарообразного вида) — технология, на какое-то время случайно утерянная, и восстановленная только почти полвека спустя.
7. Риф (стекло с ярко выраженной рельефностью волнообразной формы).
8. Драп (стеклянная масса, имитирующая «помятую бумагу» — невероятно эффективный способ визуально создать объемность плоских объектов).

Вас заинтересовали витражи Италии из нашей галереи, выполненные в технологии «Тиффани»? Обращайтесь к нашим мастерам — и «Стеклянный Дилижанс» осуществит любые ваши мечты!

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение