г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

Как становятся витражистами

Как становятся витражистами

Помню, как в детстве мне подарили калейдоскоп. Часами я рассматривал удивительную игру цвета и света и никак не мог оторваться. Однажды, решив понять, как устроен калейдоскоп, я разобрал его и удивился, увидев, что все это волшебство создается просто небольшой кучкой цветных стекол и несколькими зеркалами. Уже тогда меня пленило осознание того, какие впечатляющие результаты можно получить, сочетая простые, казалось бы, вещи.

Однажды, заходя в гости к другу, я обратил внимание на кусочек витража, вставленный в окно на лестничной площадке. Он был покрыт копотью, а многие стекла разбиты, но даже в таком плачевном состоянии витраж буквально оживлял пространство вокруг себя, наполняя его красками. В памяти сами собой всплыли воспоминания о любимом калейдоскопе. Но калейдоскопом может наслаждаться только один человек, тогда как витраж дарит радость всем окружающим. Именно тогда я начал понимать, что хочу связать свою жизнь с витражным искусством.

По медицинским показаниям мне пришлось лечиться в санатории в Карловых Варах в Чехии. Само собой, кроме заботы о здоровье, хотелось и посмотреть страну, тем более искусство и архитектура меня всегда привлекали. В Чехии сохранилась готическая архитектура, и будучи наслышан о знаменитых витражах средневековья, я решил зайти в один из соборов. Когда я переступил порог, у меня возникло впечатление, что я попал в другой мир. Проникая сквозь многочисленные витражи, свет преломлялся на сотни оттенков, создавая воистину прекрасную атмосферу! Сразу стало очевидным, почему в средневековой религиозной философии уделяли так много внимания витражам. Увидев подобную картину, невольно начинаешь задумываться о чем-то возвышенном. Домой я вернулся уже другим человеком, принявшим твердое решение нести людям красоту витражей.

К счастью, моему желанию было суждено сбыться. Обучаясь удивительному ремеслу витражиста, я узнал о множестве замечательных техник. Тут и классический свинцово-паечный витраж, пришедший к нам еще из романского периода; и изобретенная в конце XIX века техника Тиффани, названная в честь своего создателя; и витражная роспись гризайль, описанная монахом Теофилом в трактате начала XII века. Довелось иметь дело и с реставрацией витражей: по иронии судьбы, одним из первых объектов, с которым я работал, стал тот самый витраж из подъезда моего давнего друга. Очищенный от грязи и копоти, с замененными и восстановленными стеклами он производил гораздо лучшее впечатление, схожее с тем, которое получаешь, когда встречаешь полностью выздоровевшего после тяжелой болезни человека.

Реализовать полученные навыки мне помогла витражная мастерская «Стеклянный Дилижанс». Помимо изготовления высококачественных витражей, нашей миссией является подготовка нового поколения витражистов, чтобы не допустить ни малейших потерь уникальных технологий. К сожалению, истории известны подобные примеры: в XVI веке во время религиозных войн витражное искусство было почти полностью забыто и начало возрождаться только к началу XIX века. В наше время витражные технологии переживают небывалый подъем, используя новейшие научные достижения. Нашей целью является их сохранение и развитие, и именно для этого существует витражная школа. А мастер-классы – это прекрасная возможность приобщиться к великому искусству создания витражей даже самому простому человеку.

 

Вовченко Даниил
реставратор предметов декоративно-прикладного искусства

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение