г. Санкт-Петербург
ул. Полярников 6, оф. №1

Пайка витража

Пайка витража

Лучшие витражи из цветного стекла изготавливаются только в технике «Тиффани». Соединение элементов в них производится с помощью распаиваемой металлической фольги, и потому безупречная пайка витража является одним из ключевых условий получения высокохудожественных изделий.

Этап 1: Подготовка к процессу пайки

Начальный этап предусматривает грамотную укладку узкой медной или иной металлизированной ленты. Для этого мастер:

  1. Последовательно, участок за участком, обертывает полоски фольги вдоль стеклянных торцов каждого элемента.
  2. Укладывает стыки полосок внахлест (с наложением около 2-3 мм), после чего аккуратно отрезает излишки.
  3. Придавливает ленту вплотную и загибает концы под миниатюрные деревянные брусочки (при достаточно твердом материале фольги — использует специальный кромкозагибочный инструмент).

Этап 2: Раскладка элементов и точечная пайка

Далее приходит черед раскладки элементов (бевелсов) на временную основу. Делается это так:

  1. На лист плотного картона набиваются габаритные рамки.
  2. Каждый бевелс укладываются в предназначенное ему место.
  3. Производится идеальное выравнивание элементов вдоль заранее нанесенных линий.
  4. Так же тщательно проверяется состояние каждого стыка, и при обнаружении уступов делается доводка стыкующихся бевелсов по высоте.
  5. Далее следует пайка витража в определенных ключевых точках — так называемая «прихватка», обеспечивая жесткую фиксацию композиции в целом.
  6. Спаечные швы придирчиво проверяются, и при необходимости доводятся до идеального качества.

Этап 3: Финальная пайка

Наконец, наступает завершающий этап:

  1. На швы наносится паяльный флюс (применяется специальная, узкая кисточка очень высокого качества).
  2. Сверху в стыки заливается горячий припой.
  3. После полного завершения пайки на верхней плоскости витраж переворачивается, и операция повторяется с нижней плоскостью.

Требования к инструментам и материалам

Очевидно, что настолько тонкая работа требует огромного опыта и недюжинного мастерства. Однако высочайшая квалификация мастера — лишь первое обязательное требование. Следующим является правильный выбор инструментов и материалов. Главными условиями следует назвать:

  • строго рассчитанный объем нанесенного на стыки флюса;
  • правильный выбор типа флюса;
  • нужная марка припоя (импортные аналоги или отечественные оригиналы ПОССу61, ПОС63 и прочие, с содержанием доли олова не менее 60%);
  • его «свежесть» (если припой потерял блеск — степень его естественного окисления слишком высока для работы с витражами);
  • вариант его изготовления (оптимальными служат проволоки от 1 до 3 мм в сечении);
  • нагрев паяльника до строго определенной температуры;
  • подбор правильного наконечника для паяльника (обычно используются сменные жала из никеля или, реже, меди), а также формы его заточки;
  • использование инструмента определенной мощности (в зависимости от того, какого типа будет пайка витража, мастера «Стеклянного Дилижанса» выбирают его в пределах от 80 до 150 Вт);
  • обязательная периодическая очистка наконечника (для наиболее дорогостоящих или очень больших витражей жала в процессе работы просто часто меняются, поскольку выгорание металла ни очисткой, ни залуживанием не исправить).

Паяльные флюсы

Как выбираются флюсы? Прежде всего, все они должны содержать хлористый цинк. Далее, в зависимости от задач проекта, предпочтение отдается одной из четырех разновидностей.

1. Паяльные жиры. Отличительные черты — небольшая дымность при нагреве и пастообразная консистенция. Используется на фольге, а также медных и латунных протяжках. Преимущество — полная невидимость на месте нанесения, благодаря чему мастер получает дополнительное удобство.

2. Паяльные жидкости. Имеют относительно большую плотность и густоту в сравнении с водой, не пахнут и не дымят при термическом нагреве. Часто служит концентратом, после разбавления до нужной степени дающим паяльную воду.

3. Паяльные масла. Содержат стеарины, и применяются только при пайках габаритных элементов (например, стальных, медных или латунных ребер жесткости, присутствующих в крупных витражах).

4. Паяльная вода. Наиболее удобный и универсальный тип флюса для паек только что собранных витражей. Не дымит, не имеет запаха, но годится только для спайки фольги в течение не более 48 часов после ее укладки (далее степень окисления металлической поверхности требует применения флюсов со значительно большей активностью).

Обрамление с помощью протяжек

После того, как внутренняя пайка витража по технологии «Тиффани» завершена, наступает черед закрепить его края путем обрамления. Обычно для этого используется П-образный, Н-образный или иной профиль закрепляющего типа, в качестве материала для которого в дешевых вариантах используется латунь, а в более дорогих — медь, нержавеющая сталь или мельхиор.

Процесс происходит по следующей технологии:

  • мастер замеряет нужную длину всех протяжек и производит отрез излишков на станке;
  • там, где они будут стыковаться, производится запил окончаний под нужный угол;
  • протяжки профиля складываются встык, покрываются флюсом и запаиваются таким образом, чтобы на лицевой части профиля не оказалось остатков припоя;
  • производится патинирование видимых частей (если этого требует проект или таково пожелание заказчика);
  • протяжки шлифуются, а затем полируются до заданной степени выравнивания поверхности (для этого применяются как шлифовальное оборудование, так и специализированные полировочные пасты).

Патинирование швов

Для чего запаянные швы подвергаются патинированию? Во-первых, патина окрашивает видимые на витраже части металлического профиля в темные цвета — полностью черный, коричневый, различные градации серого, а также «состаренной меди». Во-вторых, витраж искусственно «состаривается», что придает этим произведениям искусства дополнительный шарм.

Как происходит патинирование витражей?

  • производится тщательная мойка и очистка места нанесения;
  • тонкой кисточкой спаянный шов покрывается строго дозированным слоем патины;
  • мягкой ветошью производится аккуратное втирание состава в металл;
  • для того, чтобы шов получился ровным, а нужный цвет «лег» с первого раза, необходим навык и правильный подбор состава;
  • если цветовой оттенок получился не таким, как ожидалось, пятнистую поверхность удастся сделать одноцветной только при окрасе в полностью черный цвет (чтобы этого не произошло, предварительная мойка и очистка шва от возможных остатков флюса должна быть идеальной);
  • в завершение полностью готовый витраж вновь отмывается уже с применением специальных моющих средств, после чего аккуратно обтирается и высушивается.

Также металл может быть покрыт специальным защитным средством от окисления — это удлинит срок его службы и придаст дополнительный блеск.

Витражи на заказ «под ключ»: ваше желание — наше исполнение